Суббота
20.04.2024
10:37
Волшебный сундучок ВОКАЛИСТА
Главная » Файлы » Книги по вокальной методике

Бараш-Поэма о человеческом голосе
[ Скачать с сервера (1.61 Mb) ] 01.05.2009, 19:38
ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемый читатель! Перед Вами — первая из четырех книг,! составляющих авторскую серию, цель создания которой — найти ответ на вопрос: как развивать человеческий певческий голос, что¬бы он стал послушным инструментом, обладатель которого может петь в хоре, ансамбле, сольно в опере и концерте? Первая книга дает необходимую «терминологическую базу» для понимания содержания остальных.
Это издание — попытка заполнить «нишу» вокально-педагоги-1 ческой литературы, написанной ясным, доступным для понимания любой аудиторией языком, с использованием экспериментальных! фактов и с обсуждением ряда вопросов, небезынтересных специалистам и современной молодежи. Стиль изложения материала подобен беседе.
Этот труд может быть интересен студентам нескольких специальностей, чье обучение связано с академическим пением на начальном этапе образования и в высшем звене, молодым исполнителям, профессионалам, педагогам и любителям академического пения.
Книга знакомит читателя с тенденциями в развитии голосовых возможностей с момента зарождения жанра оперы, с именами выда¬ющихся композиторов, певцов, педагогов, внесших свой вклад в дело воспитания и изучения человеческого голоса как уникального инструмента. В ней обсуждаются вопросы акустических свойств голоса, строения голосового аппарата и роли его частей в процессе голосообразования, работы артикуляционного аппарата, дефектов певчее-' кого голоса и путей их преодоления. Значительное место в книге занимают дискуссионные вопросы родства и различия сольного и хорового пения, классификаций оперных сольных мужских и женс¬ких голосов. Особая ценность издания — в приводимых к ряду глав вокальных упражнениях разных авторов. Это делает книгу полез¬ной и с точки зрения практической, самостоятельной деятельности студентов дирижерско-хоровых отделений (кафедр), усиливая их методическую подготовку при работе с индивидуальным голосом.
В целях предупреждения преждевременного «старения» певче¬ского аппарата приводятся краткие сведения о заболеваниях и воз¬можных последствиях для профессионально поющего человека.
Может возникнуть вопрос: так ли нужно дирижерским специ¬альностям знание основ вокальной методики и умение слышать ра¬боту организма поющего человека? Отзывы студентов о прослушан¬ном авторском курсе лекций говорят сами за себя: да, нужны. Заме¬чу, что при чтении лекций по курсу «Методика работы с детским голосом», первая часть которого легла в основу этой книги, исполь¬зуются видеоматериалы о музыке и характере пения XVII—XVIII веков и рубежа XIX—XX веков, фрагменты концертных, конкурс¬ных выступлений, оперных партий в исполнении признанных мас¬теров вокального искусства и молодых талантливых певцов-солис¬тов, голоса которых принято относить к определенному типу, а так¬же фрагменты хоровых и ансамблевых сцен. Уже после окончания учебных заведений многие дирижеры-хоровики самостоятельно изу¬чали книгу Л. Дмитриева «Основы вокальной методики». Жаль, что знакомство с материалами данной книги не сопровождалось изуче¬нием мышечной работы собственного организма в речи и пении и совершенствованием исполнительского мастерства в классе «Поста¬новка голоса». Осознание понятий в таком случае и умение опери¬ровать ими произошло бы скорее. Еще можно ответить на постав-ленный вопрос так: «Мир музыки безграничен и неделим. Делим его мы условно для удобства постижения его составных частей. Еще никогда знания не мешали делу, а лишь помогали глубже проникать в смысл происходящего». И, наконец, приведем как ответ на постав¬ленный вопрос слова декана дирижерско-хорового факультета Мос¬ковской государственной консерватории имени П.И. Чайковского — В. Мухина, имевшего и сольное вокальное, и дирижерско-хоровое образования, который, ведя уроки постановки голоса и методику во¬кально-хоровой работы, сформулировал идеал звучания хора: безу¬коризненная музыкальность, совершенный строй, хорошо вырабо¬танный ансамбль, красивая и богатая звучность, художественность исполнения (44, 156—171). Осуществляться эти требования могли при хорошо поставленной вокальной работе.
Особую признательность хочу выразить рецензентам: народной артистке РФ и Республики Тыва, лауреату премии города Москвы, солистке Московской государственной академической филармонии, доценту, заведующей кафедрой сольного пения и оперной подготов¬ки Государственной классической академии им.Маймонида, препо¬давателю вокального отделения Академического музыкального учи¬лища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чай¬ковского Н.С. Красной и заслуженному деятелю искусств Рос¬сии, кандидату педагогических наук, профессору кафедры пения и] хорового дирижирования Московского педагогического государ¬ственного университета, председателю хоровой комиссии Музыкаль¬ного общества Москвы, вице-президенту Федерации детских и юно¬шеских хоров В.Л. Живову, взявшим на себя труд прочтения это™ книги и высказавшим ряд ценных одобрительных замечаний. При¬ношу искреннюю благодарность сотрудникам Российской государ¬ственной библиотеки и Издательского Дома «Композитор» за про-фессиональную помощь в издании этого труда.


Категория: Книги по вокальной методике | Добавил: natalizia
Просмотров: 5921 | Загрузок: 1536 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]