Недавно мне встретилась книга Энрико Стинкелли «Звезды оперы», которая выдержала несколько изданий в Риме в 90-х годах и сегодня переведена в Англии. Книга содержит массу познавательного, включая словарь вокальных терминов. Самое же, на мой взгляд, интересное - глава «Урок пения». В её основе Мастер-класс, который провёл выдающийся тенор Альфредо Крауc в Риме, в 1990 г. Многие положения этого урока полностью созвучены тому, что мы обсуждали на форуме в прошлом году. А именно, ряд положений, касающихся техники певческого дыхания и создания опоры, контроля над формой и размером разных гласных, подвижности лицевых мускулов и артикуляции. Другие положения могут показаться весьма странными. Вместе с тем, все они актуальны, не только для молодых вокалистов, но ещё в большей степени для их педагогов. Имея большой интерес к этим проблемам, я самым тщательным образом перевела текст самого урока, а также тех вопросов и ответов, что имели место после него. Ниже помещаю только текст урока, полагая, что написанное вряд ли доступно широкому читателю. Опять предвижу замечание, что книги ещё никого петь не научили. И всё же, знать тайны мастерства великих певцов в любом случае не только интересно, но и важно. Если возникнет интерес к самому уроку, то можно было бы затем рассмотреть вопросы аудитории и ответы самого Маэстро. Содержание их, на мой взгляд, весьма любопытно. Но они составляют не меньший объём чем сам урок. Всё последующее включает главные положения, обсуждаемые Альфредо Краузом в его 2-х часовом мастер-классе, который состоялся 22 мая 1990 г. в Риме. Этот урок посвящён технике пения. Содержит информацию и разъяснения, ценные как для профессионалов, так и непрофессионалов. В аудитории были молодые певцы, студенты и преподаватели пения. Многие из них слушали и смотрели, затаив дыхание, в то время как другие не знали, как всё это понимать. Возникли различные вопросы: «Что такое округлость звука?», «Не рискуете ли Вы петь в нос?», «Мои педагоги всегда говорили мне прикрывать звук, чтобы затемнить его», « Я всегда дышал движением живота в процессе выдоха» и т. д. Крауз не упускал ни малейшей детали, будучи уверенный, что любое непонимание может оказаться фатальным в судьбе молодого таланта. Он повторял по многу раз свои объяснения, как надо дышать, показывал свой живот и позволял студентам дотрагиваться до него, пропевал с ними трудные фразы, управляя каждой высокой нотой без малейших усилий.
|